Эксперты объяснили, чем обернется новое громкое убийство на Донбассе

В Киеве заявили об эскалации конфликта, чтобы привлечь к себе внимание международного сообщества

На Донбассе намечается очередная эскалация конфликта. При этом масла в огонь подливают все стороны, и даже ОБСЕ. С начала января на фронте практически каждый день гибнут люди. А в ночь на 21 января в Донецке застрелили офицера спецназа ДНР. Теперь глава МИД Украины Вадим Пристайко задается вопросом, нужно ли понимать происходящее, как попытку сорвать Минские соглашения?

Сухие цифры количества нарушений перемирия в сутки свидетельствуют, что в регионе все относительно спокойно — не больше 10 обстрелов за день, в то время как в периоды эскалации стреляют не меньше 40 раз в сутки. При этом Киев официально сообщает о своих потерях, только 18 января 1 солдат погиб, еще 10 были ранены.

В ДНР и ЛНР о потерях становится известно благодаря социальным сетям, и то, если близкие решат сообщить. Исключениями лишь случаи убийства офицеров самопровозглашенных республик. Так в ночь на 21 января в Донецке был застрелен заместитель командира полка спецназа внутренних войск Алексей Кривуля. Неизвестный трижды выстрелил ему в спину. Преступление было совершено возле лифта дома, где жил Кривуля.

Представители украинской власти лишь подогревают ситуацию. В понедельник . замсекретаря СНБО Сергей Кривонос заявил о том, что вооруженные силы Украины должны быть готовы силой вернуть Донецк и Луганск в состав республики. Он призвал реформировать армию таким образом, чтобы она смогла вести наступательные боевые действия.

Впрочем, это все же позиция отдельного представители ведомства, а не всей конторы. В частности, 17 января секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что Украина будет стремиться к снижению напряженности в отношениях с Россией. Соответствующее положение будет закреплено в Стратегии национальной безопасности страны, которую уже начали разрабатывать.

Глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что Киев крайне обеспокоен усилением обстрелов на Донбассе. По его словам, он не может понять, означают ли эти события попытку сорвать Минские соглашения или речь идет о случайно совпавших факторах.

«МК» выяснил у экспертов, насколько тяжелой является нынешняя ситуация на Донбассе:

Денис Денисов, глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии:

- Никаких особенных факторов, которые говорили бы нам о том, что на Донбассе намечается или уже происходит эскалация конфликта, нет. Все идет своим чередом. При этом целому ряду политиков выгодно представить ситуацию в ином ключе. Ведь ни для кого не секрет, что тема Донбасса давно выбыла из числа приоритетных в международной повестки. Вместе с тем, ничто не говорит и о скорой разрядке. Переговоры в Минске буксуют, а договоренности, достигнутые в рамках «нормандской четверки» в Париже, остаются нереализованными. Во Франции была достигнута договоренность о том, что «нормандский саммит» проведут еще раз в марте-апреле 2020 года, но если ситуация останется прежней, ничего подобного не произойдет. Просто нет причины для новых переговоров.

Владимир Жарихин, замглавы Института стран СНГ:

- Об эскалации говорить не приходится, на Донбассе идут вялотекущие военные действия, которые давно стали нормой для региона. При это каждый из эпизодов в этом противостоянии может быстро перерасти в широкомасштабные столкновения. Поэтому нужно не ограничиваться тремя демилитаризованными районами, созданными ради проведение «нормандской четверки», а всерьез подойти к выполнению Минских соглашений и тех договоренностей, которые были достигнуты в Париже, в том числе разведение войск по всей линии фронта.

При этом нет никакой надежды на то, что в обозримой перспективе Франция и Германия надавят на Киев, чтобы он выполнил свои обещания. Сегодня у них есть более важные темы, например, конфликт в Ливии. Ситуация на Донбассе отошла на второй план. Но если Киев ничего не предпримет, весной новой встречи в «нормандском формате» не будет, потому что президенту Украины Владимиру Зеленскому просто не о чем будет рассказать.

Рекомендуем