Как выжить, если падает лифт: запомните

Представьте, что во время движения на лифте у механизма вдруг оборвался трос и кабина начала стремительно падать.


Что специалисты рекомендуют делать в такой ситуации? Какие у пассажира шансы на выживание? Насколько вероятна подобная ситуация?

С чем мы имеем дело?

Существует два вида конструкции лифта: с гидравлическим и электрическим приводом.

Гидравлический привод. Механизм представляет собой высокий гидроцилиндр с поршнем внутри. Движение происходит тогда, когда в этот цилиндр нагнетается масло, а оно, в свою очередь, выталкивает поршень наверх. Поднимающийся наверх поршень, с помощью тросов и блоков, увлекает за собой кабину.

Считается, что такая грузоподъемная машина долговечнее и мощнее. Механизм устанавливают в малоэтажных зданиях, поскольку скорость и высота подъема кабины сильно ограничены. Даже если такая конструкция вдруг начнет "ронять" лифтовую кабину, то падать пассажиру придется невысоко и недолго.

Электрический привод. Конструкция подразумевает систему подвески кабины на канатах и противовесе. Именно здесь используются стальные проволочные тросы, протянутые через шкив, который приводит в движение механизм. Вращается шкив, движутся канаты, поднимается-опускается лифтовая кабина. Противовес уравновешивает массу кабины. Она подвешена на одном конце троса, а противовес на другом. Соответственно, когда лифт поднимается, противовес опускается и, наоборот.

Электрический привод

С таким устройством мы чаще всего имеем дело. Именно его устанавливают в многоэтажных жилых домах. За год пассажирский лифт проезжает около 20000 км, что равноценно половине длины экватора. Лифт с гидравлическим приводом перемещается со скоростью 3.6 км/ч, наш пассажирский – 7.2 км/ч, скоростной лифт, который можно увидеть в небоскребах, может разогнаться до 70 км/ч.

На самом деле, лифт признается самым безопасным видом транспорта, а его неожиданное падение сведено к нулю. Дело в том, что кабину удерживает не один, а сразу несколько тросов. В зависимости от модели лифта их количество варьируется от 4 до 8. Каждый из этих канатов настолько крепок, что способен удержать вес кабины в одиночку. Если вдруг порвется один из них, то кабина накренится, а движение остановится.

Но это еще не всё. В механизме предусмотрена система фиксации силы натяжения тросов. Если какой-либо канат просто ослабнет, то движение прекращается до устранения неисправности.

Главным гарантом безопасности является так называемый ловитель – тормозная система, специально предназначенная для остановки лифта в случае обрыва канатов или превышения установленной скорости движения. К слову, скорость движения кабины отслеживает отдельный механизм.

Ловитель

Чтобы кабина рухнула, должны порваться все стальные тросы и прийти в негодность ловитель. Тем не менее, вероятность разбиться в лифте всё же существует. Более того, история знает такие примеры.

Что, с научной точки зрения, нужно делать, если лифт начал падать?

Даже в самом наихудшем случае, падение лифтовой кабины не будет свободным падением. Трение от рельсов вдоль вала, а также давление воздуха под кабиной лифта значительно замедлят падение.

Этот же воздух смягчит удар лифта о дно шахты. Падая, кабина будет сжимать его так же, как поршень сжимает воздух в велосипедном насосе. Еще одним смягчающим фактором станет амортизатор на дне шахты. Чаще всего это обычные, но достаточно мощные пружины. Все вместе создает отличные условия, для того чтобы пережить падение, не обязательно здоровым, но все-таки живым.

Сделать в этой ситуации пассажир ничего не может. Остается лишь давить на красную кнопку "остановить лифт" и надеяться либо на активизацию механизма ловителя, либо на мягкое падение.

Существует гипотеза, что если непосредственно перед ударом о дно шахты подпрыгнуть, то удастся смягчить падение. С точки зрения физики это не сработает. Во-первых, высчитать до секунды момент удара невозможно. Во-вторых, даже если вы удачно подпрыгните, то ваша скорость движения относительно шахты останется такой же, как и прежде.

Также рассматривается версия встречи удара на полусогнутых ногах, якобы ноги, подобно пружинам, выступят в качестве амортизатора. Это имеет смысл, если человек будет прыгать на пол с дивана. В масштабах падения с большой высоты полусогнутые ноги малоэффективны.

Гораздо эффективней лечь на пол лицом вниз, подложив под голову сумку. Таким образом, можно распределить силу удара по всему телу. Однако если представить разлетевшийся в дребезги после удара пол кабины, то встреча с землей все равно будет не из приятных.

Рекомендуем